Добро и зло. Как поговорить об этом с подростком.

Добро и зло. Как поговорить об этом с подростком.

— Уже ложишься? Уделишь немного времени, я тут подумала, что мы давно о чем-то глобальном  по душам не говорили, решила предложить переброситься парой-тройкой мнений!
— Мам, ты так издалека начинаешь, можно сразу предположить, что разговор затянется и не обойдется парой-тройкой высказываний мнений.
— Ты проницательна, в этом есть некая изюминка!
— Мам!
— Ну так как, обещаю интересную тему!
— У тебя все интересные, мам! Может быть, я спать лягу, как думаешь?
— Может быть и ляжешь! В следующий раз!
— Ой, пошутила! Ах-ха-ха.
— Ну так как?
— Хорошо, я правильно понимаю, что ты придумаешь кучу своих примочек и проще сразу согласиться?
— Да!
— Это манипуляция ребенком, твоим же собственным!
— Да, скорее желание побыть вместе!
— О чем пойдет речь?
— О добре и зле.
— О, боже! Попроще ничего нет?!
— Есть! О правильном и неправильном!
— Как будто бы от этого мне стало легче! И что там?
— Спасибо, родная! Я знаю, что с тобой можно говорить обо всем! Нужно мнение и примеры, как понимают ребята в твоем окружении эти понятия.
— Мам, все бы круто и здорово, ты на самом деле берешь интересные темы, только вот я как-то такой задачкой не задавалась! Уж извини, не эти темы обсуждаем!
— Ну да, ну да! Наверное все больше куда поступать и о будущем! Светлом! Каждого!
—  Обхохочешься, мам!
— Я знала, что ты оценишь! А сама как думаешь, добро-зло, правильное-неправильное, о чем это?
— Ты всегда говоришь про созидание и разрушение. Предположу, что корень того, что я еще не сплю где-то здесь!
— Здесь, верно подмечено! Чтобы ты рассказала мне, если бы я тебя попросила своими словами коротко об этом, твое экспертное мнение?
—  Хорошо. Может быть, делать добро — есть действия, по отношению к группе людей, после которых происходят какие-то изменения в лучшую сторону всей группы. Соответственно, зло — тоже действия, кстати, может быть и бездействие тоже можно сюда добавить, которые ведут к разрушению. Наверное, как-то так.
— Да, поддерживаю, вполне достойное емкое мнение. Действия, после которых происходят изменения в лучшую сторону, да, точно подмечено. Хочу спросить, есть ли какой-то пример, из школьной жизни или ситуация, в которой легко можно просмотреть это?
— Подумать бы.
— Подумай. Вся ночь впереди!
— Ага! Олеся вот недавно писала про девочку, которая к ним в этом году в класс пришла. Говорит, что никогда бы не подумала, что некоторые девчонки начнут дразнить ее. А! Вот! Олеся говорила, что она красивая, у нее длинные волосы и густые и она отличница! Я всех подробностей не знаю, здесь лишь предположения, может быть, какая-нибудь девочка приревновала к какому-нибудь мальчику? Это так, догадки, ничем не подтвержденные. И у них получилось разделение на два лагеря: одни против девочки, другие за. Мам, бред какой-то, вроде 9 класс, а игрушки детские.
— Знаешь, ты права, это с твоей стороны детские, а у них серьезные, видимо жизненно важные. Каждому свой выбор. А Олеся за кого?
— Мам, вот ты спросила! Она и так все делает, чтобы те, придурошные, уже успокоились!
— Богатый русский! Ох, богатый!
— Мам, уточним, мы по душам или «пятиминутка» нравоучения?
— По душам. И всего лишь 3 секунды! Мне вот интересно твое мнение, если бы у них был дружный класс, то, что вследствие всей этой истории можно было бы отнести к добру, а что считалось бы злом. Если порассуждать.
— Смотри, если дружный, то все за одно!
— Чисто для интереса, ты к тому, что если сбегать с уроков, то всем вместе?
— Мы так не делаем. Хочу сказать, что это лишь твои догадки, безосновательные. Я к тому, что все были вместе, куда-то ходили, к примеру, в кино или в кафе. Сейчас зима, можно и на каток, на лыжах. Суть ясна. А после того, как девочка начала конфликтовать, у них это потерялось, значит, действие, агрессивно направленное на человека, приведшее к расколу дружного коллектива будет считаться злом. Это чисто мое субъективное мнение.
— Согласна. Прямое разрушение внутри группы. Весомое субъективное мнение.  А есть что-то, что можно добром назвать?
— Скорее всего, это были бы действия, которые хотя бы одна из сторон предпринимала для того, чтобы восстановить коллектив. Олеся пыталась их как-то помирить, чем дело закончилось, сказать не могу.
— А сама бы как поступила? Чью позицию бы заняла?
— Я так понимаю, про позицию вопрос риторический?
— Да. И все же, что можно было бы предпринять для улучшения создания атмосферы в группе?
— Поговорила бы с девочкой-конфликтницей, причину бы выяснила. Когда причина есть, возможно, и решения были бы. Спросила, как она смотрит на то, чтобы поговорить один на один и мирно все решить. Все-таки с первого класса вместе! Со второй бы поговорила, спросила бы ее, как она смотрит на то, чтобы им встретиться отдельно. Или к тебе за советом пришла.
— Ко мне это хорошо, только помни, детка, о том, что самостоятельно принимать решения тоже большое искусство, да еще и отвечать за принятые решения. Есть еще что-то, что добавила бы?
— А так иногда не хочется ничего принимать, ну, ты поняла, мам, чтобы не отвечать! Шутеечка! Что еще. Собрала бы ребят без двух девочек, предварительно накидала вопросы по типу: «Для чего нам ссоры?», «Что хотим получить в результате?», «Нужно ли нам, чтобы прославились на всю школу, есть ли в этом смысл?», «Нам лучше как раньше и сделать так, чтобы сплоченнее становились, или как сейчас, враждебность со всех сторон?».  Это так, навскидку. Показала бы плюсы и минусы ситуации на данный момент. Потом предложила бы голосование, кто за и кто против мирного существования, а вдруг там бы весь класс сказал, что все за! Тогда получается, один в поле не воин. Где-то же мозг должен сработать! И после того, если они согласились все мирно решить индивидуально, попросила бы их объявить в классе, что конфликт исчерпан и предложила бы сходить всем вместе куда-нибудь.
— Дельный план! Горжусь тобой! Спасибо, что уделила мне внимание и провела со мной вечер!
— И полночи! Спасибо, мамуль! Спасибо, что ты у меня есть!
— Может быть на факультет психологии, так, к слову пришлось?
— Ага, чтобы покой мне только снился! Я сама, мам!
— Хорошо. Собственный выбор – собственная ответственность.
— Спокойной ночи!
— Сладких снов!

С заботой о вас,
Ваша Екатерина Вдовкина.
Куратор по этике и психологии семейных отношений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *